"ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО И ФИНСКИЕ СЛЕДЫ В РОССИИ"
Неужели прошёл почти год после поездки к Пушкину в Михайловское? И вот мы снова в путешествии.. Едем, едем, едем…Куда? По "Золотому кольцу", в самую глубину России! Какие там могут быть финские следы? С трудом уладив домашние дела, сажусь в автобус. Слава богу, в группе много прошлогодних знакомых, с ними приятно ездить.
Наш первый день путешествия был посвящён блистательному Санкт-Петербургу. Но разве всё это возможно описать: загадочная розово - белая ночь на Неве, струи фонтанов в зелени парков, катанье на катере по романтическим рекам и каналам мимо гранитных набережных и нарядных дворцов, отражающихся в воде…
Но вот что интересно, оказывается, есть другой - финский Петербург, который открылся мне впервые.
Среди ансамблей и набережных Васильевского острова, вблизи парадной Стрелки, украшенной ростральными колоннами, в прошлые века жили и работали многие финские учёные и художники. Одни А.И. Лексель, Э. Лаксман, Х.Кратценштейн и М.Кастрен - сотрудничали в Петербургской Академии наук. Другие - географ Г.Валлин и ботаник Х.Стевен учились здесь в Петербурге, а А.Шегрень, не только прожил полжизни в Питере, но и закончил здесь свой путь академиком и директором знаменитой Кунсткамеры. Здесь же на Васильевском жили и учились в Академии Художеств Ээро Ярнефелд и Юхо Риссанен. Их работы находятся в залах Эрмитажа рядом с картинами А.Эдельфельта. А за мостом, вблизи Крюкова канала, в старинном дворянском особняке размещался Комитет по финским делам, где служили и набирали опыт многие политики Финляндии: Г.М.Армфельт, Р.Г.Ребиндер, К.Г.Маннергейм(дед), А.Армфельт. Большая Морская - улица дворцов и модных салонов столицы. Именно тут финские следы проявляются на каждом шагу: дворец, подаренный П.Демидовым Авроре (будущей А.Карамзиной), многочисленные лавки финских ювелиров, среди них торговый дом А.Тилландера и дом Фаберже. А в особняке Е.Алекандровской молодой корнет К.Маннергейм познакомился с Анастасией Араповой, что изменило его личную жизнь. Адреса маршала в Питере даже трудно перечислить. Приходилось ему жить и на Конюшенной площади рядом с церковью Св. Марии - центром духовной и культурной жизни петербургских финнов. Выборгскую сторону можно поистине назвать "финской". Здесь жили и творили писатели Э.Сёдергран, М.Лассила, Я.Виртанен. Многочисленные заводы: Парвиайнена, Эриксона, Нобелясобирали финских рабочих со всей Финляндии. Охта и другие пригородные финские деревни снабжали город молочными продуктами. В конце прошлого века в Питере проживало около 27 тысяч финнов, и в области торговли, политики, культуры он играл роль второй столицы Финляндии.
На следующий день мы восхищались фонтанами Петергофа, и лишь немного не доехали до Ломоносова, где было поместье А.Меньшикова первого генерал-губернатора Ингерманландии.
День третий, Отправляемся в дорогу. Едем через посёлок Ям Ижоры. Привычное для Питера слово "ижора" напоминает, что на этой земле вдоль Невы и южной части Финского залива, в прежние столетия жили многочисленные финские народности: ижора, водь, эвремейс, савакот,. По данным академика П. Кеппена в составе Великого новгородского княжества из двенадцати входящих в него племён десять были финноязычными. Они страдали от бесконечных войн со Швецией и притеснений, но сохраняли язык и культуру предков. Численность финнояычных жителей Ингерманландии увеличивалась вплоть до начала нашего века.
Двадцатый век жестоко обошёлся с этим народом, уничтожив и разбросав половину жителей Ингерманландии по всем краям света. И лишь в последнее десятилетие ХХ века появился малый просвет. Возрождаются церкви, проводятся ежегодные праздники, издаются газеты на финском языке.
Наш путь лежит на старинный русский город Тверь. Когда-то он был соперником Москвы. Тверь сохранила аромат старинного губернского города, где жил И.А.Крылов, откуда начал своё "хождение за три моря" в Индию А.Никитин. После Ливонской войны ингерманландские земли оказались под шведами. Значительная часть населения была вынуждена бросить своё жильё и бежать на юг. Часть из них добралась до Москвы, Можайска, Суздаля, но большая часть обосновалась вокруг Твери. Так возникла Тверская Карелия. Переселенцы устроились неплохо, они получили землю, построили дома. Более трёх веков в самом центре Русской возвышенности живёт, сохраняя язык и быт, финноязычное меньшинство. По последним данным в Тверском крае проживает около 23 тысяч карел. А вокруг возрождаются церкви и монастыри, Россия ищет свой духовный путь.
Четвёртый день. Добрались до Владимира. Сейчас никто не воспринимает его как столицу. Мало кто помнит, что перенос сюда центра Руси, осуществил князь Андрей Боголюбский в середине Х11 века: "Да будет сей град великое княжение и глава всем ". А между тем совершился важнейший шаг в истории: Русь повернулась от степи к лесу, от опоры на переменчивых союзников - степных кочевников половцев и кипчаков к мирным лесным финно-угорским народам. Это послужило формированию великорусской нации, помогло устоять в борьбе со монголо-татарскими набегами, дало в будущем России выход на Северный океан и на восток в Сибирь, а, может быть, и стало ключом к её могуществу. Город Владимир великолепен, когда издали видишь возвышающийся на зелёном холме Успенский собор, а потом въезжаешь в исторический центр к стройной белокаменной башне "Золотых ворот".
На пятый день мы были в Суздале. Имя древнейшего города Северо-восточной Руси пока не имеет общепринятого толкования, но, вероятно, оно финноязычного происхождения. Впрочем, названия рек всего этого региона Протва, Косва, Москва, Колокша и сохранившиеся кое - где древние названия населённых пунктов: Учма, Улейма, Шопша, Выкса, Чуликса - не оставляют сомнений в финно-угорской принадлежности коренных обитателей края. Известны и имена племён-аборигенов: меря, весь, мурома. По мнению многих историков они оставили о себе память в финских чертах генотипа великоросса, в особенностях говора и многочисленных памятниках фольклора, народных поверьях и всём бытовом и религиозном укладе Северо-восточной Руси.
В ожерельи русской природы старинный Суздаль кажется сказочным городом. На фоне прозрачных вод реки Каменки, среди цветущих лугов перед взором возникают земляные валы древних укреплений, цветные купола и колокольни Рождественского собора. Вокруг Кремля ещё в Х111 веке сложился окольный город и примыкающие к нему монастыри: Покровский, Спасо-Ефимьев, Ризоположенский. Постепенно понимаешь, что мастерски реставрированный внешний декор древности укреплений и монастырей только готовит туриста к восприятию невообразимого исторического наследия: легенд, тайн, преданий, которые связаны с каждым камнем этих древних построек. В пяти километрах от Суздаля в месте слияния речки Каменки с Нерлью раскинулось древнее финское село Кидекша. Считают, что имя речки и есть перевод финского слова Кидекша. Здесь за один год ( 1152) князь Юрий Долгорукий выстроил поражающую строгой простотой церковь Бориса и Глеба и княжеский двор, от которого не осталось почти ничего. Этот день мы закончили в Боголюбово, а затем сходили на поклон к красавице церковке Покрова на Нерли. Попали в самую грозу!Шестой день - поездка в Гусь Хрустальный. Мы ехали через знаменитые Мещёрские леса. Много сложено про эти места песен, рассказов, легенд…Лесные и болотные края, российское нечерноземье. Когда-то здесь, в Верхнем Поволжье, как результат встречи и совместной жизни древних русских и финских племён, создалась религиозно-бытовая среда, которая сформировала психологический тип крестьянина великоросса. Русские и финские названия до сих пор идут вперемежку. Пересекались и перемешивались предания и поверья. У поволжских финнов особенно был развит культ воды и леса. Многие его черты перешли в мифологию великороссов. Отсюда ведущая фигура лешего и болотных бесов - кикимор. Персонаж водяного царя вошел из рун "Калевалы" в новгородские былины. С появлением христианства финские народные поверья и обычаи вписывались в православие, составляя особенности русского народного календаря и уклада жизни.
Гусь - Хрустальный - столица русского хрусталя. В 1756 году орловский купец А. Мальцев основал на быстрой речке Гусь хрустальную фабрику. Весь путь развития русской школы художественного стекла и хрусталя отражён в музее, разместившемся в интерьере Георгиевского собора (1903). Его построил в древнерусском стиле зодчий Л.Н.Бенуа. Этот гимн стеклу не оставляет равнодушным никого.
Седьмой день. Прощай, Владимир! На обратном пути мы поклонились святым местам православия - Троице-Сергиевской лавре и памятнику русского искусства - в музее П.И.Чайковского в Клину.
Восьмой день- древнейший русский город - господин Великий Новгород! Он встретил нас дождиком, что не помешало прогулке по Кремлю и Владычной палате. У памятника "Тысячелетие России" ( скульптор М.О.Микешин, 1862 г) особенно наглядно чувствуешь трудный путь, пройденный Русью за десять веков.
Камни помнят всё. Здесь когда-то гремел колокол новгородской вольности, шумело вече. Отсюда уходили воины защищать отчизну.
Девятый день: Снова Петербург и обратная дорога в Хельсинки. Замкнулось кольцо нашего путешествия. Ясно, что мы не проехали и малой части настоящего "Золотого кольца" древних российских городов. Но и в том, что мы успели посмотреть, мы почерпнули вкус тысячелетней российской истории и культуры. Хотя большинство из нас были выходцами из России, но мы приехали из Финляндии, и на многое могли смотреть как бы со стороны. В частности, впервые мы убедились наглядно и зримо в многочисленных и нерушимых связях глубинной Руси с Финляндией, связей, уходящих в седую древность, и остающихся актуальными и сегодня, и в будущем.
Х-ки - Владимир - Х-ки
Э. Стенарь